Как командные квесты развивают soft skills у детей?

11 Авг 2021

Мы и не думали разрабатывать образовательные инструменты для развития ключевых навыков 21 века. Наши квесты созданы для радости, удовольствия, пылающих щек, восторженных возгласов… Но на практике они эффективно развивают soft skills. Расскажем, как из веселой игры получается прокачка ключевых навыков будущего.

Коротко о том, что такое soft skills

Это комплекс универсальных, надпредметных навыков и умений, которые помогают жить и достигать успеха в современном мире, чем бы ты ни занимался. Самые актуальные мягкие навыки 21 века — это:

  • командная работа,
  • навыки эффективной коммуникации,
  • умение решать сложные, непривычные задачи;
  • эмоциональный интеллект,
  • гибкость, адаптивность,
  • критическое мышление, навык экспертизы;
  • умение действовать и принимать решения в условиях неопределенности.

Все эти навыки тем и удивительны, что их нельзя развивать, сидя за партой и читая учебники. Только в совместной деятельности, в особом игровом пространстве наши дети способны развить в себе эмоциональную устойчивость, гибкость и другие ключевые мягкие навыки.

Какие навыки можно развить, решая квесты?  

За ответом на эти вопросы мы обратились к доктору психологии, основателю цифрового университета Skillfolio Виктории Шиманской — и убедились, что квест работает как полноценное практическое занятие по развитию soft skills.
Командная работа. Конечно, можно проходить квест и одному, но в 99% случаев ребятам приходится делать это вдвоем, втроем, впятером или даже целым классом. У них появляется единая цель — спасти, разузнать, откопать клад, выполнить миссию — и они тут же объединяются для достижения этой цели. Квест подходит даже для такой команды, где участники почти не знакомы друг с другом: они моментально погружаются в новые условия и начинают сообща решать головоломки и выполнять задания.
Коммуникация. Ребята, играющие в квест, постоянно находятся в диалоге и о чем-то договариваются. Кому читать записку с очередной загадкой, где лучше искать подсказку, как обосновать свою версию, как усомниться в чужом варианте ответа, но не обидеть… Это естественный коммуникативный тренажер, причем не только для тех, кто много говорит, но и для тех, кто предпочитает слушать.
Эмоциональный интеллект. Если коротко, это способность понимать и точно называть свои эмоции, вычислять причину их возникновения, управлять своими чувствами и использовать их для решения жизненных задач. 

  • Играя, ребенок испытывает множество ярких эмоций: страх, удивление, восторг, тревогу, гнев, грусть. Но они не ранят по-настоящему, ведь игровое пространство гораздо безопаснее и податливее реального мира, — объясняет Виктория Шиманская, — Всегда можно «отмотать назад», переиграть, перепридумать, попробовать снова решить загадку, которая не получилась.

В результате, проходя квест, ребята получают возможность:
А) слушать себя и свои эмоции, справляться с ними: «что это со мной», «почему мне стало вдруг трудно, скучно, грустно»;
Б) понимать, откуда они взялись: «я сержусь, потому что меня не выслушали», «грустно, что не получилось с первого раза расставить все фигурки, как надо»;
В) следить за другими ребятами из команды и замечать их эмоции: «Сережа обиделся, что ему не дали почитать условия», «Маша очень гордится, что первая добежала до тайника».

Гибкость и умение думать в условиях неопределенности. В хорошем квесте обязательно есть хитрые сюжетные повороты, внезапные осложнения, маленькие сюрпризы. Команда, решающая квест, никогда не может знать, что впереди. Эта черта нашего времени – постоянная неясность и невозможность предугадать события – для взрослых зачастую гораздо более мучительна, а для детей, которые привыкли к таким правилам игры.
Решение задач. Ну здесь все понятно: квесты все состоят из задач, по-разному поданных, организованных и оформленных. Мы стараемся делать так, чтобы даже принцип составления загадок в наших квестах не повторялся, поэтому практически каждая новая головоломка или задачка оказывается для детей новой. 

  • Один из самых сильных навыков EQ — это умение не спасовать перед незнакомой задачей. Как показывает наша практика, большинство российских детей уже во втором-третьем классе, столкнувшись с непонятным заданием или не получив алгоритм решения, впадают в ступор. Но это на уроке, на экзамене, а игра — совсем другое дело! 

Мы и сами не раз были свидетелями того, как во время увлеченной игры, в пылу азарта, дети ничуть не смущаются при встрече с непонятной или сложной задачей, не пугаются ее, а с радостью бросаются искать решение. 
Критическое мышление. Иногда при решении квестов ребята допускают ошибки, и это прекрасно, потому что каждое неверное решение — повод откатиться на шаг назад, посмотреть на работу твоей команды со стороны и задаться вопросом: где же мы ошиблись? На каком этапе пошли не той дорогой? А может, надо было вот так сделать? Ребята получают невероятно ценный и редкий навык — не разрушаться от допущенной оплошности, а изучить ее и найти верное решение.   

  • Мягкие навыки невозможно развить жесткими методами: принуждение и контроль тут не работают. Только вдохновение, удовольствие, чувство безопасности и драйва могут развить soft skills у наших детей — да и у нас самих тоже.

Квест — далеко не единственный способ, но, как показывает практика, весьма эффективный. Ведь это весело, а все веселое отлично развивает.

Telegram chat