+7 (499) 444-80-74
Мск (9 – 21)
8 (800) 444-80-74
Россия (9 – 21)
МЕНЮ

Математика в новом ракурсе: страхи, мотивация, ответственность

23 Сен 2021

Конспект онлайн-встреча с Марис Сегиневой – увлеченным преподавателем математики для детей, автором многочисленных курсов, основателем МультиМатической школы (ММШ), в настоящее время организатором своей скайповыездной школы.

Путь к преподаванию

Марис всегда любила школу: учиться, получать новые знания, участвовать в олимпиадах по разным предметам, и особенно по математике. Учась в школе, она мечтала стать учителем и сделать учебу для детей по-настоящему интересной. В педагогический пойти не сложилось, но в один прекрасный момент ее позвали работать в школу вожатой. И с этого и начался преподавательский путь Марис: сначала старшие – 10-11-е классы, чуть позже первоклашки. Именно начав преподавать у первоклассников, Марис осознала, что даже таким малышам можно давать более сложные темы, стоящие в программах старших классов. Естественно, адаптируя их под возраст. Это было начало плодотворного пути.

 

Математика? Математика!

Марис уверена: начальная школа – это фундамент образования, то время когда дети учатся учиться. А математика, в свою очередь, – основа основ и система мышления, она учит думать, помогает «уложить» в голове все остальные предметы. По мнению Марис, делить детей, да и людей вообще на «математиков» и «нематематиков» не совсем правильно. Она даже предлагает относить математику к гуманитарным наукам в противовес к естественно-научным, то есть связанным с природой. Математика с природой никак не связана, а значит, все могут с ней разобраться. Можно сказать, что это способ закаливания воли: не получилось сразу, попробуем решить задачу еще раз, но к цели все равно придем. Согласитесь, весьма полезный в жизни навык!

Страх математики. Откуда?

Откуда у детей возникает страх к этому предмету? Ведь изначально любому ребенку интересно все вокруг него и в том числе, разумеется, цифры и собственно математика. Все страхи, как это ни странно, начинаются со взрослых: либо это неосторожно навешанный учителем ярлык «неподдающегося», либо перенос на ребенка родительских страхов. Ни в коем случае не стоит этого делать! Да, раньше, особенно в советское время, было принято четко делить всех на «математиков» и «нематематиков», отсюда навешивались ярлыки, и многие сегодняшние взрослые с содроганием вспоминают этот предмет. Не переносите свои эмоции на детей! Если взрослый спокоен и уверен в себе, то и ребенок будет таким же.

Госшкола vs частная

Когда ребенок достигает предшкольного возраста, перед всеми родителями встает мучительный вопрос выбора школы. Подходы к выбору у всех разные: кто-то выбирает обычную рядом с домом, кто-то сразу нацеливается поступать в рейтинговую школу, а кто-то выбирает частную с минимум учеников и максимумом возможностей. Марис уверена, современная государственная школа – это не то, что нужно детям. Основной минус, по ее мнению, это одна и та же среда, один и тот же подход к обучению на протяжении всех 10-11 лет учебы. Все те же парты, доска, учитель у доски… и полное отсутствие ориентации и адаптации учебного процесса под возрастные особенности детей.

В чем ключевое отличие частной школы? Во-первых, это малое количество детей в классе. Во-вторых, и это главное, здесь совершенно иной подход к обучению. Используются разные формы взаимодействия с детьми, знакомства их с новым материалом, способы отработки и закрепления полученных знаний. Акцент делается на понимании и принятии ответственности за свою учебу.

Учеба: мотивация и ответственность

Начнем с азов: мотивация к учебе появляется у детей не раньше 9 лет. До этого дети учатся ради родителей, ради симпатичной учительницы и т.д. И только ориентировочно в 9 лет они постепенно начинают понимать, зачем вообще это нужно – учиться. Разумеется, в самом начале можно и нужно помогать с домашними заданиями и потихоньку вырабатывать правильное отношение к урокам. Не давить, быть рядом, стимулировать интерес и учить не бросать начатое, даже если не получается, а просить о помощи взрослых, задавать вопросы. Разговаривайте с детьми, договаривайтесь. Только так вы сможете создать атмосферу успеха. И здесь немаловажен вопрос контроля: всегда сложно и страшно «отпустить вожжи» и перестать контролировать каждый шаг ребенка в учебе. Главное постепенность: видите, что с определенным предметом нет проблем? Ослабляйте контроль. Таким образом, ребенок будет сильнее осознавать ответственность за свои действия.

Как стать осознанным родителем?

В одной из дискуссий с коллегами Марис услышала фразу: «Воспитание ребенка начинается с момента рождения его родителей». Задумайтесь! Ведь это действительно так. Как часто свои мысли, страхи, модели поведения мы начинаем транслировать и нашим детям. И вновь повторим: у спокойного родителя с адекватной реакцией на все происходящее и дети спокойные.

Осознанный родитель всегда стремится погрузить ребенка в правильную среду. Это касается как окружения, так и возможностей для развития. Всегда важно пытаться осознать пределы своих возможностей, учиться делать что-то новое. Кстати, это и взрослых тоже – не откладывайте свои желания чему-то научиться на потом. Реализуйте их здесь и сейчас, причем вместе с ребенком: решайте задачи, учитесь вязать, готовить или вместе ходите в походы. Это сближает и делает жизнь интереснее и ярче.

Полезные игры

Игра – это самый лучший способ узнать что-то новое, отработать какой-то навык и просто весело провести время. Марис поделилась с нами своими самыми любимыми играми и пояснила, в чем их главные плюсы. Лучшие игры для отработки навыков счета – это «Спящие королевы» и «Кот-за-хвост Цап!». В игровой форме дети отлично отрабатывают рутинные действия. «Колонизаторы» и «СЕТ» помогут развить навыки логического мышления, математические навыки, кстати, здесь тоже пригодятся. «Эволюция» поможет понять взаимосвязи между разными представителями животного мира.

А еще Марис с учениками очень любят придумывать свои игры. Попробуйте – это весело и полезно! Например, можно поиграть в пинг-понг примерами, или сначала придумывать слова с определенным количеством слогов, а затем выстроить их по алфавиту или составить с ними рассказ. А сколько игр можно придумать с клеточным полем! Просто дайте волю воображению.

Откуда взять силы на все?

Марис удивительно светлая, активная, буквально фонтанирует идеями и заражает всех вокруг своей невероятной энергией. Как ей это удается? Ответ прост: чем больше отдаешь, тем больше получаешь обратно. Энергия двигается, из одного возникает другое, подпитывает, заряжает на новые свершения. Помните, если стоишь на месте и не хочешь никуда двигаться, сил и не будет. Движение в самом широком смысле и есть жизнь!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен — там мы публикуем для вас и ваших ребят полезные и актуальные материалы о детском досуге и развитии.

WhatsApp chat